Одиннадцать Легендарных Ленинграда Рок-групп Вомбат хак 3

Одиннадцать Легендарных Рок-групп Ленинграда. . Вомбат .


Всем привет! Сегодня хочу представить на ваш суд СВОЙ очередной хит-парад. Конечно, кому-то он покажется не полным, кому-то не справедливым, но я ещё раз повторяю это моё сугубо личное мнение.

Внимание! В статье содержаться виджеты с альбомами групп, которые появляются только через 2-3 дня после выхода статьи.

Пишите, кого бы Вы хотели увидеть в этом списке. Прошу заметить, что мой хит парад ограничен цифрой 11. Я уверен, на двенадцатом месте оказалась бы Ваша любимая, отсутствующая группа.

11. Мифы.

Одна из старейших рок-групп СССР. Появилась в 1966 году. "Золотой состав": Сергей Данилов - гитара, Геннадий Барихновский - бас-гитара, вокал, Юрий Ильченко - гитара, вокал, Юрий Степанов - клавишные, вокал, Сергей Петров - ударные.

"Мифы" стали первой рок-группой, которая записала альбом на студии Андрея Тропилло.

7 марта 1981 года музыканты участвовали в открытии Ленинградского Рок-клуба (ЛРК - 40 лет.).

В 1990 году на студии "Мелодия" вышел альбом "Бей, колокол!". Альбом записан в 1989 году Алексеем Вишней. На пластинке представлены девять композиций. На лицевой стороне конверта запечатлены чьи-то глаза, поверх которых на русском и английском языках указано название материала. На обороте указаны трек-лист и выходные данные пластинки. В альбом вошли такие хиты как: "Дорога домой", "Болото", "Восточная песня" и собственно сам "Бей, колокол!"

Цитата: "Я полюбила их музыку сразу и безоговорочно, как только услышала. Наверное, поэтому я имею право о ней говорить. Говорить не только от своего имени, но и от имени тех, кто приходит на их концерты. Реакция публики всегда однозначна. "Болото" - это поднятые руки с зажженными свечами. "Восточная песня" - это всеобщее веселье, гвалт, хохот. "Колокол" - это единение всех, это молитва, это гимн, который зал исполняет хором вместе с музыкантами. "Бей, колокол!!!" - это третий альбом, записанный группой "Мифы". Может быть, самый жесткий, но наверняка самый сильный, он в полной мере отражает и уровень профессионализма группы, и ее жизненную позицию". (Е. Медведева).

Группа существует и по сей день в составе: Геннадий Барихновский - вокал, гитара, Александр Соколов - гитара, вокал, Сергей Пугачёв - бас-гитара, Дмитрий Калинин - клавишные, Владимир Мануйлов - саксофон, Виктор Морозов - ударные.

Один из первых хитов коллектива - "Земляничные поляны";

10. Странные игры.

Группа появилась в 1982 году. Приобрела популярность благодаря оригинальному для того времени стилю - ска, с примесью регги и новой волны. Основателем стал Александр Давыдов. "Золотой состав": Александр Давыдов (умер в 1984 году) - гитара, вокал, Виктор Сологуб - бас-гитара, вокал, Григорий Сологуб - гитара, аккордеон, вокал, Алексей Рахов - саксофон, гитара, вокал, Николай Гусев - клавишные, вокал, Александр Кондрашкин - ударные.

В 1983 году группа записывает дебютный альбом - "Метаморфозы", с которым добилась определённой популярности не только в Ленинграде, но и в других советских городах. Треклисты ленинградского и московского издания альбомов заметно отличались последовательностью композиций.

Альбом записан в 1983 году на студии Андрея Тропилло и в Малом Драматическом театре у режиссёра Андрея Кускова.

Один из первых музыкальных альбомов в СССР, записанных в жанре ска и ска-панк. "Метаморфозы" были включены в книгу "100 магнитоальбомов советского рока" журналиста Александра Кушнира.

В 1985 году на песню "Метаморфозы" был снят видеоклип с участием Сергея Курёхина и Георгия Гурьянова.

Отдельные песни альбома - "Метаморфозы", "Хороводная", "Эгоцентризм II" и "Девчонка" - были включены в американский сплит-сборник "Red Wave" 1986 года, вместе с записями групп "Кино", "Аквариум" и "Алиса".

В 1985 году группа записывает второй и последний альбом - "Смотри в оба", который через год выходит в свет уже к моменту распада группы.

Трек-лист составился частью из песен которые игрались ещё при Давыдове: "Память прошлого", "Трубопровод…" (первоначальное название - "Смерть шпиона Гадюкина"), "Погружение", "Песенка да-да" (пелась на концертах самим Давыдовым), заглавная. В качестве текстов, в основном, все так же традиционно для коллектива использованы стихи европейских поэтов ХХ века. Основные вокалисты - братья Сологубы.

Первоначально запись вышла в виде магнитоальбома в начале 1986 года, когда группы уже не существовало. В 1988 году при содействии Тропилло издается на "Мелодии". Обложку нарисовал художник Николай Бельтюков.

В 1989 году вышло виниловое издание на малоизвестном югославско-британском лейбле "Points East" под названием "Strange Games: (Leningrad)" и с другой обложкой, а также ошибочным указанием Давыдова и Куликовских в качестве участников записи.

Первое (сдвоенное с альбомом "Метаморфозы") переиздание на CD вышло на лейбле "Бомба-Питер" в 2009 году. В 2014 году на том же лейбле появилась отдельная версия с новой обложкой и повторенное в виниле переиздание 2009 года. Оформлением переизданий занимался Алексей Вайнер.

В 1986 году группа прекращает существование, а бывшие участники создают две новых группы - "АВИА" (Гусев, Рахов, Кондрашкин) и "Игры" (братья Сологубы).

К десятилетнему юбилею группа была реанимирована и дала серию концертов, один из которых и был показан в Программе "А".

Во второй половине 1990-х годов Виктор Сологуб и Алексей Рахов создали проект "Deadушки".

В середине 1990-х годов участники группы "Странные игры" вновь собрались вместе, играя на концертах песни альбомов "Метаморфозы" и "Смотри в оба", и даже перезаписали песню "Хороводная".

28 октября 2008 была запланировано выступление группы в московском клубе "Проект ОГИ", но концерт был отменён из-за болезни Григория Сологуба, который скончался 27 февраля 2009 года в Санкт-Петербурге.

Группа продолжает своё существование, ведёт концертную деятельность. В 2013 году Григория Сологуба заменил его племянник Филипп.

Песня "Эгоцентризм 2".

9. Автоматические Удовлетворители.

Первая панк-группа СССР появилась в 1979 году. Основателем стал Андрей "Свин" Панов. "Золотой состав" назвать сложно, так как за всё время существования коллектива в нем переиграл практически весь Ленинградский Рок-клуб. От Виктора Цоя до Ильи Чёрта.

Одно из первых ленинградских выступлений группы состоялось 22 марта 1981 года в ленинградском кафе "Бриг" на празднике по поводу дня рождения Андрея Тропилло. До этого "АУ" даёт серию квартирников в Москве, куда приезжает по приглашению Артемия Троицкого, а осенью едет в Прибалтику, после чего временно прекращает свою активность.

Долгое время группа оставалась в полном андерграунде, пока в 1987 году "АУ" не вступили в Ленинградский рок-клуб и впервые приняли участие в официальном рок-фестивале (Пятый фестиваль ЛРК. Часть третья). Вторую половину 1988 года Свин также участвовал в проекте "600" своего бывшего басиста Михаила Виноградова.

В 1992 году группа скандально появляется в телевизионном эфире в рамках "Программы А".

В середине 90-х годов начался новый период активности "АУ". В конце 1995 года группа практически разделилась на два проекта Андрея Панова, один из которых продолжал быть панк-роковым, а другой взял название "Аркестр АУ". В "Аркестр АУ" вошли профессионально звучавшие музыканты, а по музыке это был энергичный танцевальный фанк.

Андрей Панов умер от перитонита в 1998 году и группа прекратила своё существование. Последний год он также записывался и выступал с группой "Rock’N’Roll City". Альбом вышел под шапкой "фАУ" практически в день смерти артиста.

8. Ноль.

Группа появилась в 1985 году. "Золотой состав": Фёдор Чистяков - вокал, баян, Алексей Николаев - ударные, перкуссия, Дмитрий Гусаков - бас-гитара, Георгий Стариков - гитара, балалайка.

Первый магнитоальбом группы, "Музыка драчёвых напильников", вышел в 1986 году. Он был записан Чистяковым и Николаевым вдвоём в течение года. Дебютный альбом заметно отличается от последующих работ "Ноля" прежде всего своей стилистической близостью к западному пост-панку, при этом баян Фёдора Чистякова, главный солирующий инструмент рок-группы, здесь ещё не выведен настолько сильно на передний план. Найдя окончательно свой стиль, "Ноль" вскоре оставит репертуар альбома, и лишь песня "Инвалид нулевой группы" будет постоянно играться группой на концертах. Также в альбом вошли такие композиции как: "Марш энтузиастов II", "Московский вокзал", "Мы идем пить квас" и др.

Альбом записывался с осени 1985 года в ленинградском Доме юного техника, в студии Андрея Тропилло, который сам лично поначалу не принимал участия в записях. Участники группы в это время ещё учились в школе. Весной 1986 года один из основателей и соавторов первых песен бас-гитарист Анатолий Платонов покинул группу, на его место пришёл Дмитрий Гусаков, который продолжил запись альбома.

Альбом включён в книгу Александра Кушнира "100 магнитоальбомов советского рока".

В декабре 1986 года группа впервые, успешно выступила в Ленинградском Рок-клубе. Затем они много гастролировали по стране. Особенно мощными были выступления на пятом фестивале Ленинградского Рок-клуба (Пятый фестиваль ЛРК. Часть вторая) и на "Подмосковных вечерах" в Черноголовке. Впоследствии концертные записи этих и других выступлений вошли в двойной альбом "Школа жизни", вышедший в свет уже после распада группы.

Второй альбом "Сказки" был опубликован в 1989 году. Годом позже он вышел также на фирме "Мелодия". Главный хит этого альбома - "Сказка о колбасе". Другие хиты того времени - "Коммунальные квартиры", "Доктор Хайдер", "Болты вперёд".

Осенью 1991 года вышел самый известный альбом Ноля "Песня о безответной любви к Родине". На CD он был дополнен двумя песнями, записанными для саундтрека так и не снятого фильма "Dawaj Rock-n-roll". Песни "Улица Ленина", "Этот русский Rock-n-roll", "Песня о настоящем индейце" и, конечно, "Человек и кошка" надолго стали хитами, и до сих пор являются визитными карточками группы. Почти все песни, кроме заглавной инструменталки, вошли в ротации на радио, большинство остаются в эфире до сих пор. И это единственный альбом классического периода, песни из которого вообще звучат на радио, если не считать неформальные и неофициальные интернет-станции. При этом "Песня о…" альбом не электрический, а акустический; в полновесном электричестве, с ударными и утяжеленном звуком, здесь сделана всего одна песня - "Ты тормоз". Видеоклипы, снятые на песни "Человек и кошка" и "Иду - курю", довольно часто транслировались по телевидению.

Со времени выхода этой пластинки, а во многом и благодаря ей, группа "Ноль" вошла в так называемый "первый эшелон" русского рока, став одним из лидеров отечественной рок-музыки. И именно с этого времени по иронии судьбы начался закат коллектива. Музыканты стали злоупотреблять спиртным и наркотиками, что привело к известным трагическим событиям в биографии Фёдора Чистякова, оказавшегося в психиатрической лечебнице. Кроме того, свою роль сыграли творческие разногласия между музыкантами, и это привело к временному расколу состава. После всех этих перипетий группа не смогла закрепить свой успех в последующих альбомах, однако диск "Песня о безответной любви к Родине" по-прежнему остается одной из сильнейших и самых влиятельных работ в российской рок-музыке, а "Ноль" - одной из главных групп русского рока.

Летом 1992 года, уже без гитариста Старикова, был выпущен альбом "Полундра", получившийся, наверное, самым жёстким и громким со времён "Музыки драчёвых напильников". Во время записи альбома Чистяков оказался в Крестах в связи с уголовным делом, заведённым на него после попытки убийства сожительницы, Ирины Линник. Суд признал его невменяемым, и он был отправлен на принудительное лечение в психиатрическую больницу имени Скворцова-Степанова. Сразу после того, как был выписан, он присоединился к свидетелям Иеговы. Последовала пятилетняя тишина в творчестве группы. За это время оставшиеся музыканты записали без участия Фёдора Чистякова альбом "Бредя" под вывеской "Ноль без палочки".

Группа ненадолго обрела второе дыхание в 1997-1998 годах: собрался основной состав Чистяков - Николаев - Гусаков - Стариков, к ним присоединился Пётр Струков из группы "Дети". В таком составе группа дала несколько концертов под названием "Фёдор Чистяков и Оркестр электрического фольклора" и "Фёдор Чистяков и Ноль". Этот период быстро закончился распадом группы в мае 1998 года.

31 июля 2017 года группа "Ноль" выпустила сингл - "Время жить". На осень 2017 года официально анонсировалось возрождение "Ноля" в прежнем, классическом, формате, однако в связи с вынужденной эмиграцией Федора Чистякова в США от планов по возрождению группы на текущий момент пришлось отказаться.

7. Телевизор.

Группа появилась в 1984 году. В состав вошли: Михаил Борзыкин - клавишные, вокал, Александр Беляев - гитара, Игорь "Пэт" Петров - гитара, Игорь "Гога" Копылов - бас-гитара, Вячеслав "Ара" Архипов - ударные.

Весной 1984 года "Телевизор" вступает в рок-клуб и быстро обращает на себя внимание оригинальными песнями в эстетике новой волны. Группа становится лауреатом 2-го ленинградского рок-фестиваля (Второй фестиваль ЛРК. Часть 3), где Борзыкин был отдельно отмечен как автор лучших текстов. Столь же успешно "Телевизор" выступает на 3-м фестивале в 1985 году (Третий фестиваль ЛРК. Часть 2). В том же году на студии Андрея Тропилло группа записывает дебютный альбом "Шествие рыб".

В альбом вошло 13 песен. В 1988 году фирма "Мелодия" выпустила "Шествие рыб" на виниловой пластинке. По словам Борзыкина, пластинка была продана тиражом около миллиона копий. В этом же году песня "С вами говорит телевизор" вошла в сборник "Ленинградский Рок-клуб".

По признанию лидера группы Михаила Борзыкина тексты ряда песен были написаны под сильным влиянием Бориса Гребенщикова. В своём первом альбоме "Телевизор" представил оригинальное сочетание холодного, почти роботизированного звучания и страстно-горячего вокала Борзыкина. Это соединение инструментального минимализма и вокального драйва стало визитной карточкой группы 1980-х. Инструментальный стиль альбома характеризуется свойственной "Телевизору" смесью пост-панка, тяжёлой электронной музыки и мрачных психоделических мотивов. Острые тексты с яркой социальной, а порой и политической подоплёкой вызывали недовольство партийных кураторов ленинградского рока. На IV фестивале Ленинградского рок-клуба (Четвертый фестиваль ЛРК. Часть-3), проходившем в июне 1986 года, "Телевизору" не разрешили исполнять наиболее критические композиции: "Мы идём" и "Выйти из-под контроля". Группа пошла на смелый по тем временам шаг и исполнила "незалитованные" песни, за что была наказана шестимесячным запретом на концертную деятельность. Так как "Телевизор" был уличён в том, что нарушал запрет, давая неофициальные концерты, срок увеличили ещё на один месяц.

В том же 1986 году, ещё до скандала с "незалитованными" песнями, группа "Телевизор" с песнями из альбома "Шествие рыб" приняла участие в популярной передаче "Музыкальный ринг". Сценическим оппонентом Борзыкина в этой передаче выступила Алла Пугачёва.

Композиция "Тревога" была написана в качестве саундтрека к телевизионному фильму-спектаклю "Лапа-растяпа". В состав альбома как выпуска 1985 года, так и 1988 годов она не вошла и лишь позднее была включена в состав альбома "Шествие рыб" под номером 14.

В январе 2011 года на лейбле "Геометрия" вышло переиздание альбома "Шествие рыб" в обновленном и дополненном виде. Включает два диска, на одном из которых представлен дебютный альбом "Шествие рыб" (1985), а на втором - концертные записи выступлений на II и III ленинградских рок-фестивалях (1984-1985).

Осенью 1985-го из "Телевизора" уходят Копылов, Петров и Архипов. Им на смену пришли барабанщик Алексей Рацен и клавишник Игорь Бабанов.

В 1987 году "Телевизор» выступил на 5-м фестивале с ещё более смелой программой (Пятый фестиваль ЛРК. Часть вторая), поражающей слушателей резкими социально-политическими текстами ("Три-четыре гада", "Рыба гниёт с головы", "Твой папа - фашист"). Выступление было отмечено специальным призом жюри, песня "Дети уходят" признана лучшей композицией фестиваля.

В том же 1987 году "Телевизор" записывает альбом "Отечество иллюзий" и выступает на фестивале "Подольск-87" (Рок-фестиваль "Подольск-87." Как это было).

Приготовления к записи альбома начались ещё весной 1987 года. В течение 1987 года число новых композиций увеличивалось и, наконец, осенью на студии ЛДМ был записан альбом, состоящий из 11 песен. Название альбома "Отечество иллюзий".

Этот альбом стал самым популярным в дискографии группы "Телевизор" и считается одним из знаковых в истории русского рока. В этом альбоме "Телевизор" сознательно придерживается позиций минимализма в музыке, холодного аскетизма в аранжировках, не использует сложные инструментальные партии, разнообразие выразительных форм, делая ставку на эмоциональный и страстный вокал солиста. В стартовой композиции альбома песне "Кто ты?" используются элементы регги, а в финальном "Сыт по горло" - рэпа. Ряд песен альбома стали визитными карточками группы. "Твой папа - фашист", "Сыт по горло", "Выйти из под контроля" поражали ещё не привыкшего к гласности слушателя острыми социально-политическими текстами и открытым бунтарством, вызывая раздражение у начальства.

Песни из альбома "Отечество иллюзий" до сих пор исполняются группой "Телевизор" на своих концертах и в связи с критическими высказываниями Михаила Борзыкина в адрес правящего режима России и участия им в "Маршах несогласных" вновь приобрели политическую остроту и актуальность. На концерте в Екатеринбурге в 2008 году Борзыкин в припеве песни "Твой папа - фашист" вместо оригинальной строки спел "Твой Путин - фашист".

Альбом "Отечество иллюзий" вошёл в книгу Александра Кушнира "100 магнитоальбомов русского рока"; ему был посвящён выпуск радиопередачи "Летопись" на "Нашем радио".

В 1989 году в студии московского кардиологического центра записывается альбом "Отчуждение", который из-за конфликта с продюсером Александром Шульгиным выпускается в свет лишь 25 лет спустя. Следующий альбом коллектива, записанная в 1990 году пластинка "Мечта самоубийцы" стала новой ступенью в развитии "Телевизора", но в апреле 1991 года противоречия, накапливавшиеся во взаимоотношениях музыкантов, приводят к распаду группы.

Новая версия "Телевизора" появилась только весной 1992 года, в неё вошли клавишник Константин "Кот" Шумайлов, барабанщик Игорь Фёдоров и гитарист Сергей Богданов. Группа записывает альбомы "Дым-туман" 1992 года и "Живой" 1994 года. Однако через некоторое время из "Телевизора" уходят Богданов и Фёдоров, Борзыкин и Шумайлов выступают вдвоём и в 1995 году записывают альбом "Двое".

Вскоре Шумайлов уходит в "ДДТ", Борзыкин практически не выступает, осваивая компьютерные технологии и в одиночку записывая 7-й студийный альбом "Телевизора" под рабочим названием "7Б", переименованный позднее в "Путь к успеху. Постепенно Борзыкин собирает новую версию "Телевизора", в которую вошли барабанщик Сергей Русанов и гитарист Сергей Сивицкий.

В 2004 году группа выпускает альбом "МегаМизантроп", а спустя год выходит в свет заново перезаписанный третий альбом "Телевизора" "Отчуждение" .

По утверждению Михаила Борзыкина, в настоящее время его группе перекрыт доступ в эфир российских телеканалов, так как в одной из их песен присутствует слово "кремлядь".

25 апреля 2009 года "Телевизор" отметил своё 25-летие большим сольным концертом в Санкт-Петербурге, в котором приняли участие также и музыканты из прежних его составов: Александр Беляев (гитарист из первого состава), Алексей Рацен (барабанщик из второго состава) и Константин "Кот" Шумайлов (клавишник из третьего состава, игравший также с Михаилом Борзыкиным дуэтом в середине 1990-х годов). В тот же день в продажу в Санкт-Петербурге и в Москве поступил новый студийный альбом под названием "Дежавю" - первый за последние четыре года.

6 апреля 2014 года группа отметила 30-летний юбилей в петербургском клубе "Космонавт". В концерте приняли участие бывшие члены коллектива: Александр Беляев - гитара, Гога Копылов - бас-гитара, Константин Шумайлов - клавишные, а также Григорий Волобуев - перкуссия.

15 сентября 2016 года вышел в свет альбом "Ихтиозавр".

6. АукцЫон.

Группа появилась в 1978 году под названием "Фаэтон". В состав вошли: Леонид Фёдоров - гитара, музыка. Дмитрий Зайченко - бас-гитара и Алексей Вихрев - ударные. Два года спустя их ряды пополнили: Михаил Малов - гитара, вокал и Виктор Бондарик - бас-гитара, а Зайченко переключился на орган.

В 1980 году Фёдоров знакомится с Олегом Гаркушей и Дмитрием Озерским, которые становятся авторами текстов группы.

В 1983 году группа вступает в Ленинградский Рок-клуб уже под названием "Аукцион". По мнению музыкантов дебютный концерт оказался не очень удачным и коллектив умолкает на два года.

К началу 1985 года "Аукцион" после перерыва снова приступает к активным репетициям. Состав группы стабилизируется. "Золотой состав": Леонид Фёдоров - гитара, бэк-вокал (позже основной вокал), Виктор Бондарик - бас-гитара, Дмитрий Озерский - клавишные, Олег Гаркуша - шоумен, подпевки, Игорь Черидник - ударные (позже Борис Шавейников), Николай Рыбанов - саксофон и Николай Федорович - альт-саксофон. В группе всегда была проблема с вокалистом. Леонид Федоров комплексовал по поводу вокала. Первым "постоянным" вокалистом стал Сергей Рогожин. В мае 1986 года группа успешно выступает на IV Ленинградском рок-фестивале (Четвертый фестиваль ЛРК. Часть-2)

В 1986 году записывается дебютный альбом группу "Вернись в Сорренто" вышедший в 1988 году.

В конце 1985 года группа имела укрепленный состав и написанную Леонидом Фёдоровым программу новых песен. По его словам, песни родились в сжатый срок, практически за одно лето. Музыка писалась им либо на готовый текст, либо на удачную фразу ("Волчица" была написана на фразу "он идёт к своей волчице" Олега Гаркуши, а текст позднее был дописан Дмитрием Озерским). После вступления в Ленинградский Рок-клуб, Фёдоров хотел записать программу наиболее удачных вещей. Изначально участники группы приняли попытку записать альбом профессионально в студии Андрея Тропилло, но "что-то у него с "Аукционом“ не срасталось". В итоге группа приступила к записи альбома сначала на двухканальный магнитофон в клубе "Авангард", потом на четырехканальную портастудию. Во время записи альбома Фёдоров чувствовал себя неуверенно в роли вокалиста, и часть композиций в альбоме исполнял Сергей Рогожин, которого нашёл Озерский в своем институте. По словам лидера группы, никто из участников не представлял каким будет конечный результат, поэтому "делали так, как могли и как было возможно". Песню "Книга учёта жизни", которую исполнил Рогожин, можно услышать в нашумевшем фильме "Взломщик".

В 2014 году альбом "Вернись в Сорренто" был переиздан издательством "Геометрия". Кроме оригинального альбома, на дополнительном CD был издан один из вариантов альбома, на котором финальная песня "Рабочее утро" была заменена интервью Сергея Рогожина ведущему "Нашего радио" Антону Чернину, записанному в 2004 году.

К 1987 году Фёдоров и Озерский готовят программу новых песен "В Багдаде всё спокойно". Программа была представлена в июне 1987 года на V Ленинградском рок-фестивале (Пятый фестиваль ЛРК. Часть третья). Во время исполнения группа активно использовала восточные мотивы в оформлении сцены и музыкантов. Новые песни были приняты прохладно публикой и критиками. В довершение Рогожин, на которого была ориентирована программа, объявил об уходе из "Аукциона" в группу "Форум". В группу ненадолго приходит гитарист Игорь Скалдин, которого сменяет Дмитрий Матковский, а вслед за ним состав усиливается перкуссионистом Павлом Литвиновым. Также к группе присоединяется танцор Владимир Весёлкин.

После активных гастролей 1987 года в группу приходит скрипач и вокалист Евгений Дятлов (который продержался лишь год). В мае 1988 года группа приступает к записи альбома "Как я стал предателем", впервые работая в профессиональных условиях. Название альбому дала строчка из стихотворения Олега Гаркуши "Так я стал предателем". Строчка впоследствии вошла в текст "Новогодней песни" на альбоме. По неизвестным причинам оформлявший альбом Кирилл Миллер написал "Как я стал предателем".

Летом и осенью 1988 года группа активно гастролирует по СССР. Барабанщик группы Игорь Черидник уходит в группу "Игры". Группа начинает срочный поиск барабанщика. После смены нескольких кандидатур им становится Борис Шавейников. Именно Борису группа обязана своим названием. Он написал название группы с орфографической ошибкой "АукцЫон". Это название понравилось группе и прижилось в дальнейшем. В 1989 году группа отправляется в первые свои заграничные гастроли.

К 1990 году группа активно работает над новым материалом. Фёдоров договаривается о записи в студии Стаса Намина, где зимой записывает альбом "Ж.па". На виниловой пластинке он вышел в усечённой версии, а по цензурным соображениям название было заменено на "Дупло". Также в 1990 году на фирме "Мелодия" выходит записанная ещё в 1989 году пластинка "В Багдаде всё спокойно".

В 1991 году группа записывает альбом "Бодун". Новые альбомы существенно отличались от стилистики предыдущих. Отчасти на это повлиял более "тяжёлый" барабанщик Шавейников. Материал стал более мрачным и импровизационным. В 1992 году Весёлкин покидает группу, чтобы заняться сольным проектом.

В 1993 году коллектив приступает к записи альбома "Птица" (Диск был выпущен общим тиражом 3500 экземпляров), ставшего впоследствии одной из самой популярных работ группы. Во многом это обязано тому, что песня "Дорога" вошла в саундтрек к весьма популярному фильму Алексея Балабанова "Брат-2", выпущенному уже в 2000 году.

На песни "Дорога" (режиссёр Сергей Зюзельков) и "Моя любовь" (режиссёр Фёдор Бондарчук) были сняты видеоклипы. Первоначальная версия клипа "Моя любовь" не понравилась музыкантам. Поэтому они переделали ролик, и в таком виде он стал известен. Авторский вариант был опубликован спустя много лет. Песня "Дорога" также стала саундтреком компьютерной игры "Metro Exodus": в этой же игре, а также в стратегии посвященной Второй мировой войне "Sudden Strike" прозвучала песня "Спи, солдат".

Заглавная песня для альбома была написана Леонидом Фёдоровым и Олегом Гаркушей в дни августовского путча 1991 года, а последняя ("С днём рождения") - за два дня до октябрьского путча (3 и 4 октября).

В 2010 году альбом занял 2-е место в списке "50 лучших русских альбомов всех времен", составленный журналом "Афиша" по итогам опроса молодых российских музыкантов.

Несмотря на успех альбома, Леонид Федоров считает этот альбом неудачным. Олег Гаркуша говорит, что Федоров - "человек не от мира сего" и поэтому объяснить этот факт невозможно.

В августе 2013 года альбом был перевыпущен музыкальным издательством "Мирумир" в форме виниловой LP-пластинки.

Группа существует и по сей день. В августе 2019 года стало известно, что "АукцЫон" записывает новый альбом в студии "Мосфильма" параллельно с неназванным сольным проектом Леонида Фёдорова. Релиз пластинки, получившей название "Мечты", состоялся 24 апреля 2020 года. Первым синглом с альбома стала песня "Тиша", опубликованная 4 апреля. Вторым - титульная композиция "Мечты", появившаяся 14 апреля. На обе песни были сняты клипы.

5. Зоопарк.

Группа появилась в 1981 году. "Золотой состав": Михаил "Майк" Науменко - гитара, вокал, Александр Храбунов - гитара, Илья Куликов - бас-гитара, Андрей Данилов (позже Валерий Кирилов) - ударные.

Группа "Зоопарк" существовала всего 10 лет, но за это время репертуар ленинградских музыкантов стал культовым, а лидер и основатель коллектива Майк Науменко - идолом отечественной рок-музыки. Творчество Майка и группы "Зоопарк" оказало влияние на целые поколения рок-музыкантов.

До создания собственной группы Майк Науменко успел поиграть в составах групп "Аквариум", "Капитальный ремонт" и ряде других коллективов. Записал сольный альбом "Сладкая N и другие", а также совместный с БГ альбом "Все братья - сёстры". Но продолжать сольное творчество не захотел.

Первые выступления группы прошли в составе: Майк Науменко - гитара, вокал, Александр Храбунов - гитара, Андрей Данилов - ударные, Илья Куликов - бас-гитара.

В 1981 году выходит дебютный (концертный) альбом "Blues de Moscou", а в 1983 году первый студийный альбом "Уездный город N". Заглавная композиция входит в число самых длинных песен, спетых на русском языке.

Один из трибьют-альбомов памяти Майка и группы, вышедший в 2005 году, получил название "Уездный Город N 20 лет спустя".

Оригинальный состав претерпел изменения уже в 1984 году. Данилов окончил институт и уехал работать по распределению, Куликов ушел из-за проблем с наркотиками, а позже попал в тюрьму. В этом же году выходит альбом "Белая полоса".

Альбом записан летом 1984-го года на студии у Андрея Тропилло.

Из классического состава группы, помимо Майка, в записи участвует лишь Алексей Храбунов. Барабанщик Андрей Данилов к тому времени окончил институт и уехал по распределению к себе на родину, в Петрозаводск, а басист Илья Куликов получил срок за анашу. Выручили Майка барабанщик "Секрета" Алексей Мурашов и музыканты "Аквариума" - Евгений Губерман - ударные, Александр Титов - бас-гитара и Михаил Файнштейн - бас-гитара.

На обложке альбома Майк сидит на разделительной линии на улице Миллионной у Эрмитажа.

Записывать новый альбом "Белая полоса" было решено в разгар летних каникул - в одной обойме с "Начальником Камчатки" группы "Кино" и "Днем Серебра" "Аквариума". Таким образом, музыканты трех рок-команд перемешались на записи нового опуса "Зоопарка". К примеру, в композициях "Гопники", "Хождения" и "Буги-вуги каждый день" играл бас-гитарист "Аквариума" и "Кино" Александр Титов.

В альбом вошли такие хиты как: "Буги-вуги каждый день" позже исполненная группой "Секрет". Знаменитая песня "Гопники". А также "Песня простого человека" и "Прощай, детка!".

В 1990 году выходит последний альбом группы "Музыка для фильма". Биография "Зоопарка" заканчивается со смертью Майка Науменко в 1991 году.

4. Пикник.

Группа появилась в 1978 году. В состав вошли: Алексей Добычин - вокал, тексты, Сергей Омельниченко - гитара, вокал, тексты, Евгений "Жак" Волощук - бас-гитара, Николай Михайлов - флейта и Александр Мацков - ударные. Через некоторое время Мацкова за барабанами сменил Александр Кондрашкин. В марте 1979 года состав группы усилил флейтист группы "Вторник" Юрий Данилов. Репертуар "Пикника" в эти годы опирался, главным образом, на песни Добычина и Омельниченко - энергичные рок-н-роллы, блюзы и бит. 7 марта 1981 года группа участвовала в открытии Ленинградского Рок-клуба (ЛРК - 40 лет.).

В этом же году Евгений Волощук и Алексей Добычин остались вдвоём. На вакантное место гитариста Волощук пригласил участника группы "Лабиринт" Эдмунда Шклярского - вокал, гитара, клавишные. Эдмунд пришёл не один, а вместе с Александром Савельевым - гитара. Дебют Эдмунда Шклярского в "Пикнике" состоялся на одном из концертов Ленинградского Рок-клуба 28 ноября 1981 года. Можно встретить утверждение, что участники группы считают, что профессиональная и полносоставная группа образовалась именно в 1981 году, когда Шклярский стал лидером группы.

В 1982 году "Пикник" записал на студии Андрея Тропилло свой первый магнитоальбом "Дым" с новым барабанщиком Али Бахтияровым. В оригинальную версию альбома входили песни "Диск-жокей" и "Кто много молчит", которые были исключены из трек-листа в переизданиях. Также в "Дым" не попали по разным причинам такие песни, как "Велосипед", "За невинно убиенных" (вошла позже в альбом "Немного огня") и некоторые другие песни. Название альбома было предложено Андреем Тропилло и было принято без долгих обсуждений. Порядок композиций определялся простым чередованием "быстрая-медленная" и "от сильной - к слабой". Первоначально альбом не предполагал наличие обложки, даже "виртуальной". Альбом был включен в "100 магнитоальбомов русского рока" Александра Кушнира.

В 1993 году альбом "Дым" был почти полностью перезаписан в студии специально собравшимися для этого музыкантами первого состава и издан на CD.

В 2004 году студия "Grand Records" выпустила версию этого альбома с единственным бонус-треком - специальной версией песни "Мы как трепетные птицы" на польском языке.

В 2014 году альбом "Дым" был переиздан без бонусов на виниловой пластинке музыкальным издательством “Бомба Мьюзик” и выпущен в рамках "Жёлтой серии" альбомов группы "Пикник".

Осенью 1982 года состоялось первое публичное представление записей в клубе "Фонограф" в Ленинградском Дворце Молодёжи.

В 1984 году в группе произошёл раскол. "Пикник", в составе которого остались только Шклярский и Савельев, вышел из Ленинградского рок-клуба. После этого в течение двух лет группа не имела постоянного состава. В этом же году при поддержке сессионных музыкантов заисывается альбом "Танец волка".

В 1986 году группа обрела стабильный состав: Эдмунд Шклярский - вокал, гитара, Виктор Евсеев - бас-гитара, бэк-вокал, Юрий Ключанцев - клавишные, саксофон, Сергей Воронин - клавишные и Вадим Пономарёв - ударные. Был записан первый вариант альбома "Иероглиф".

В 1988 году в Москве, на фирме "Мелодия" была произведена запись альбома "Родом ниоткуда". Летом для программы "Утренняя почта" в Ялте снимался клип на песню "Праздник".

В 1990 году у "Пикника" появился свой графический символ, который стал присутствовать на всех дисках и сценических декорациях. В 1991 году на "Ленфильме" у Михаила Шемарова был записан альбом "Харакири".

16 февраля 1994 года в БКЗ "Октябрьский" с двухлетним опозданием группа отметила 10-летие с момента появления на свет магнитоальбома "Дым". Весной вышел альбом - "Немного огня".

В 2001 году на лейбле "Гранд Рекордс" вышёл альбом "Египтянин". Для заглавной песни был создан "новоегипетский инструмент", в шоу группы появился пиротехнический знак (в песне "Фиолетово-чёрный").

Альбом был издан 26 марта 2001 года на лейбле "Grand", который пришёл на смену ранее выпускавшей альбомы "Пикника" звукозаписывающей компании "Aura Records". В основу этой пластинки лег материал, который группа успела накопить за 3 года. Также в альбом впервые вошла песня "Бал", написанная ещё в 80-х. По мнению журналиста Андрея Бурлаки, в число лучших песен альбома вошли такие песни, как "Миллион в мешке", "Ни твоё, ни моё" и "Фиолетово-чёрный" .

По словам лидера группы Эдмунда Шклярского, "Египтянин" - это тот случай, когда в альбоме есть одна центральная песня (собственно, сама заглавная - "Египтянин"), а все остальные просто группируются вокруг неё и служат своеобразной поддержкой.

В 2003 году выходит альбом "Говорит и показывает". 15 февраля 2004 года состоялся официальный релиз альбома "Тень вампира". В апреле 2005 года в ЦДХ двумя концертами был отмечен выход альбома "Королевство кривых".

24 февраля 2007 года "Пикник" провёл концерт в ДС "Лужники", посвящённый 25-летию коллектива. С 10 по 23 апреля юбилейный тур "XXV" прошёл по городам Украины.

В сентябре 2012 года впервые группа совершила мини-тур по Канаде и США, где была представлена программа "30 световых лет".

9 сентября 2014 года вышел новый альбом "Чужестранец". Тур под названием "Чужестранец" стартовал в Москве 5 октября и закончился 21 мая 2015 года во Владивостоке.

Осенью 2015 года группа представила новую программу "Большая игра". С осени 2016 года по весну 2017 года "Пикник" проводил юбилейный тур, посвященный 35-летию группы.

16 марта 2018 года на 50-м километре трассы "Владимир - Гусь-Хрустальный - Тума" микроавтобус, перевозивший группу на концерт в Рязань, попал в ДТП. Музыканты группы, в том числе солист Эдмунд Шклярский, серьёзно пострадали.

1 сентября 2019 года коллектив выпустил альбом "В руках великана". 13 ноября 2020 года состоялась премьера видеоклипа на песню "Колдун".

Текущий состав:

Эдмунд Шклярский - вокал, гитара, клавишные, Леонид Кирнос - ударные, Марат Корчемный - бас-гитара, бэк-вокал, гитара, Станислав Шклярский - клавишные, духовые, бэк-вокал.

3. Кино.

Группа появилась в 1982 году. "Золотой состав": Виктор Цой - гитара, вокал, автор песен, Юрий Каспарян - гитара, Игорь Тихомиров - бас-гитара и Георгий "Густав" Гурьянов - ударные.

Летом 1981 года торе друзей Виктор Цой, Алексей Рыбин (гитара) и Олег Валинский (ударные) поехали отдыхать в Крым, где пришли к решению о создании группы под названием "Гарин и гиперболоиды". Вернувшись в Ленинград, они приступили к репетициям накопленного Цоем материала, однако Валинский почти сразу же был призван в армию и в связи с этим покинул коллектив. Осенью 1981 года музыканты вступили в Ленинградский Рок-клуб и ближе познакомились с влиятельным представителем рок-андерграунда Борисом Гребенщиковым, которому настолько понравилось творчество молодой группы, что он предложил им совместно поработать на студии. В начале 1982 года название коллектива сменилось на "Кино".

Дебютный альбом записывался в Доме пионеров Красногвардейского района, впоследствии студии "АнТроп". Так как группа "Кино" на тот момент состояла всего из двух человек, Гребенщиков попросил помочь своих коллег по "Аквариуму": Всеволода Гаккеля - виолончель, Андрея Романова - флейта и Михаила Файнштейна-Васильева - бас-гитара. В связи с отсутствием барабанщика было решено использовать драм-машину. Получившийся магнитоальбом содержал 13 песен, а назван был по запланированной общей продолжительности в минутах - "45". В среде музыкальных критиков альбом остался почти незамеченным, но поспособствовал популярности группы, в том числе за пределами Ленинграда. Тексты песен получились почти полностью лишёнными злободневности и каких-либо идеологических призывов - из-за преобладания в них позитива и лиричности дуэт музыкантов называли "новыми романтиками". Презентация программы состоялась на концерте в Ленинградском Рок-клубе ещё до завершения студийной работы. Цой впоследствии отмечал, что запись вышла довольно-таки сырой, и выпускать её не следовало.

В отличие от остальных альбомов группы, "Сорок пять" вплоть до 2012 года не выходил на виниле. Во время записи была допущена серьёзная техническая ошибка, в будущем не позволившая переиздать материал в формате грампластинки, и до 1994 года он существовал только на магнитной ленте. В 2012 году альбом был впервые выпущен на виниле с цифровым ремастерингом тиражом всего в 1000 экземпляров компанией "Moroz Records". Многие из песен альбома получили большу́ю популярность, вошли во множественные сборники и закрепились в концертном репертуаре группы вплоть до её распада в 1990 году.

Песня "Алюминиевые огурцы" была написана Цоем по следам осенних сельскохозяйственных работ, на которые его отправили от училища, где он в то время учился на резчика по дереву. "Бездельник № 1" был переработан из песни "Идиот", которую Цой написал ещё до создания "Кино", но ни на одном концерте никогда не исполнял. "Восьмиклассницей" Цой называл девушку, с которой познакомился в ПТУ. Цой стал проводить с ней много времени, встречаться по вечерам и провожать до дома. После одной из таких романтических прогулок он вернулся особенно одухотворённым, сел и буквально за двадцать минут сочинил одноимённую песню. "Мои друзья" одна из первых песен, написанных Виктором Цоем.

В конце 1982 года музыканты предприняли попытку записи второго альбома при участии барабанщика Валерия Кириллова и звукорежиссёра Андрея Кускова, однако в процессе Цою разонравился звук ударных инструментов и он решил прекратить запись. Впоследствии некоторые фрагменты этой плёнки были включены в издание под названием "Неизвестные песни Виктора Цоя" и выпущены в 1992 году на CD-носителе. Рыбин стал приводить на репетиции бас-гитариста Максима Колосова и позднее - гитариста Юрия Каспаряна. По словам Гребенщикова, Каспарян не очень хорошо играл на гитаре, но быстро прогрессировал и в итоге стал вторым по значимости участником "Кино".

Обязанности между Цоем и Рыбиным чётко распределились: первый отвечал за творческую составляющую - написание текстов и музыки, второй выполнял всю административную работу, организовывал концерты, репетиции и сессии записи. В марте 1983 года между ними разразился серьёзный конфликт, ставший итогом множественных разногласий. Цоя, в частности, раздражало, что Рыбин на стороне исполняет его песни, а своих не пишет, в то время как Рыбину не нравилось безоговорочное лидерство Цоя в принятии всех решений. В конечном счёте, они просто перестали созваниваться и с тех пор никогда больше не виделись.

Единственным аудио-документом того периода стал бутлег под названием "46" - демонстрационные версии новых песен Цоя, записанные на домашней портастудии Алексея Вишни. Цой воспринимал "Сорок шесть" только лишь как репетиционную ленту, созданную для тренировки навыков Каспаряна, однако Вишня без ведома музыкантов пустил запись в народ, и многие восприняли её как второй номерной альбом группы "Кино".

В начале 1984 года Цой и Каспарян приступили к записи настоящего второго альбома; роль продюсера снова исполнил Гребенщиков, позвав на запись многих своих знакомых: Александра Титова - бас-гитара, Сергея Курёхина - клавишные, Петра Трощенкова - ударные, Всеволода Гаккеля - виолончель, Игоря Бутмана - саксофон и Андрея Радченко - ударные. Сам Гребенщиков подыгрывал на небольшом клавишном инструменте "Кассиотон". Запись была произведена на студии Андрея Тропилло и выпущена под названием "Начальник Камчатки". На обложке в числе прочих музыкантов изображён Георгий "Густав" Гурьянов, хотя он влился в состав лишь в самом конце рабочего процесса и поучаствовал только в одной песне. Определяющим стилем на альбоме стал минимализм, проявившийся и в лаконизме аранжировок, и в техническом оснащении, когда, к примеру, обработка звука гитары Каспаряна осуществлялась не через овердрайв, а при помощи советского магнитофона "Нота", выполнявшего в тот момент функции фузз-эффекта. Подпольная рок-пресса, отметив на альбоме с полдесятка беспроигрышных хитов ("Троллейбус", "Последний герой", "Генерал", "Камчатка", "Транквилизатор"), всё-таки съязвила на тему "атмосферы какого-то занудства".

Цитата: "Альбом был электрическим и несколько экспериментальным в области звука и формы. Не могу сказать, что по звуку и стилевой направленности он получился таким, каким бы мы его хотели видеть, но, с точки зрения эксперимента, это выглядело интересно" (В. Цой).

По окончании работы над альбомом Цой сформировал "электрический" состав "Кино", в который, кроме него, вошли Каспарян - гитара, Титов - бас-гитара и Гурьянов - ударные. Тогда же музыканты выступили на II фестивале Ленинградского рок-клуба, где произвели настоящую сенсацию, став его лауреатами и самым ярким открытием: в частности, лучшей песней мероприятия была признана их "Безъядерная зона" (Второй фестиваль ЛРК. Часть 3). С тех пор группа получила некоторую известность и стала регулярно гастролировать по другим городам Советского Союза.

В 1985 году вышел альбом "Это не любовь...". Александр Титов, одновременно с участием в деятельности группы, был членом "Аквариума", и с каждым днём ему становилось всё труднее совмещать работу в двух группах, поэтому в ноябре 1985 года он принял решение покинуть "Кино" в пользу ансамбля Бориса Гребенщикова. На его место взяли джазового гитариста Игоря Тихомирова. Таким образом, сформировался классический состав группы, просуществовавший до самого её конца.

В январе 1986 года Андрей Тропилло выпустил альбом под названием "Ночь", который стал первым официальным релизом "Кино", изданным московской фирмой "Мелодия". Пластинка, по некоторым данным, разошлась двухмиллионным тиражом, сделав группу знаменитой далеко за пределами рок-сообщества. Тем не менее, сами музыканты крайне негативно восприняли выпуск этого альбома, с продаж которого не получили ни копейки. В июле совместно с "Аквариумом" и "Алисой" они дали концерт в московском дворце культуры МИИТ, после чего с этими же группами был выпущен общий сплит-сборник под названием "Red Wave". Этот альбом, вывезенный из СССР контрабандой и распространившийся в Калифорнии количеством в 10 000 экземпляров, стал первым релизом советской рок-музыки на Западе. В 1987 году, по итогам опроса журнала РИО, "Кино" было признано лучшей группой года, а их песня "Следи за собой" была названа песней года.

В период 1986-1988 Виктор Цой активно снимался в кино: сначала в "Ассе" Сергея Соловьёва, потом в "Игле" Рашида Нугманова. Он постоянно пропадал на съёмках, надолго уезжая в Казахстан, и группа из-за этого часто простаивала. В 1987 году Цой выгадал время для записи альбома "Группа крови", большинством критиков считающегося наиболее цельной и зрелой работой "Кино". Александр Житинский назвал "Группу крови" одним из лучших альбомов отечественного рока, отметив, что он поднимает русский рок на новую ступень, ступень мужественной гражданской ответственности. Альбом сделал группу популярной и на Западе - так, крайне положительную рецензию на него написал Роберт Кристгау, обозреватель газеты "Village Voice".

Группа появилась на центральном телевидении с концертом в передаче "Музыкальный ринг", а в 1988 году на экраны кинотеатров вышел фильм "Асса", в последних сценах которого группа "Кино", выступая перед огромной аудиторией, исполняет песню "Хочу перемен!". Этот финальный эпизод имел эффект, близкий к культурному шоку, и стал одной из причин "киномании", охватившей всю страну. Мироощущение романтического героя цоевских песен оказалось очень созвучно настроениям молодых слушателей поколения 1980-х.

Обретя популярность, группа стала получать приглашения из разных социалистических республик и даже из некоторых стран дальнего зарубежья. В 1989 году на прилавках появился альбом "Звезда по имени Солнце".

В декабре 1989 года продюсером "Кино" стал недавно освободившийся после отбывания наказания Юрий Айзеншпис; весной группа отправилась в Токио, где был заключён договор по раскрутке в Японии. Считается, что группа "Кино" должна была стать первой советской группой, разрекламированной на международном уровне.

24 июня 1990 года музыканты отыграли 45-минутный сет на Большой спортивной арене "Лужников" в завершение ежегодного праздника газеты "Московский Комсомолец", что было последним появлением Виктора Цоя на сцене.

15 августа, возвращаясь с рыбалки, Виктор Цой погиб в автокатастрофе на 35-м километре старого шоссе "Слока-Талси", в нескольких десятках километров от Риги. Смерть музыканта стала потрясением для всей советской общественности; среди фанатов было зафиксировано несколько случаев самоубийств, на Богословском кладбище образовался целый палаточный городок, просуществовавший несколько месяцев.

В январе 1991 года, в Московском дворце молодёжи была проведена презентация и телевизионная пресс-конференция, приуроченная к выходу "Чёрного альбома". На вопросы журналистов отвечали музыканты группы "Кино" и другие приближённые к Виктору Цою люди: Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов, Игорь Тихомиров, Рашид Нугманов, Марианна Цой, Артемий Троицкий, Сергей Бугаев и Юрий Айзеншпис. После этого группа "Кино" прекратила своё существование.

2. Алиса.

Группа появилась в 1982 году. "Золотой состав": Константин Кинчев - гитара, вокал, Петр Самойлов - бас-гитара, Андрей Шаталин - гитара, Игорь Чумычкин - гитара, Андрей Королёв - клавишные и Михаил Нефёдов - ударные,

Группа появилась в апреле 1983 года, после распада команды "Хрустальный шар", лидером которой был Святослав Задерий. Клавишник Павел Кондратенко порекомендовал ему объединить усилия с гитаристом группы "Демокритов колодец" Андреем Шаталиным. Святослав Задерий переманил Шаталина в свою группу, а барабанщиком стал Михаил Нефёдов, игравший с Задерием в "Хрустальном шаре". Стать вокалистом Задерий пригласил своего знакомого Петра Самойлова. Затем Задерий взял в группу саксофониста Бориса Борисова. Вскоре Самойлов из группы ушел, а Борисов по совместительству стал ещё и вокалистом.

Первым серьёзным проектом, вынесенным группой на суд зрителей II фестиваля Ленинградского рок-клуба, явилась программа "Кривозеркалье" (Второй фестиваль ЛРК. Часть 2). Именно во время этого выступления Константин Кинчев в первый раз услышит "Алису".

Широкая популярность пришла к группе после их выступления в Ленинградском Рок-клубе, где были исполнены песни "Мы вместе" и "Моё поколение", написанные пришедшим в группу в 1984 году новым вокалистом Константином Кинчевым. Немного позднее эти песни стали "молодёжными гимнами".

В 1985 году был выпущен на кассетах первый альбом "Алисы" - "Энергия", появившийся в 1988 году и в виде пластинки. Запись альбома была сделана в студии Андрея Тропилло.

Для "Энергии" музыканты записали в общей сложности 12 песен, из которых только 10 попали в окончательный вариант. Среди песен, оказавшихся за бортом, были "Ветер перемен" (попавшая через 2 года на альбом "Блок ада") и "Посторонний" (аранжировка того времени не сохранилась).

"Мы вместе" была написана в Тёплом Стане (Москва). Песня стала визитной карточкой группы, гимном. В песне "Волна" партия саксофона была исполнена Михаилом "Дядя Миша" Черновым. "Меломан" была написана после того, как гитарист группы "Зона отдыха (Константин входил в неё в 1983 году), который должен был вести дискотеку, попросил его придумать что-нибудь для этого мероприятия. Послушав новую песню, гитарист забраковал её из-за большого количества слов. В записи песни "Моё поколение" приняли участие виолончелист Всеволод Гаккель и скрипач Александр Куссуль. Партию флейты сыграл Андрей Тропилло. Он же предложил подкорректировать первую строчку: у Кинчева было "почти 2000 лет", а Тропилло предложил сходную по смыслу, но завораживающую "две тысячи тринадцатых лун". "Соковыжиматель" сам Кинчев охарактеризовал как "дурацкую и смешную песню". "Энергия" была написана уже в процессе записи альбома.

В 1986 году "Алису" покидает Святослав Задерий и организует группу "Нате!". В 1987 году вышел альбом - "БлокАда", ставший основой для концертной программы. В 1989 году группа поехала в США с концертной программой "Красная волна".

В 1988, после перерыва, коллектив выступает на шестом фестивале Ленинградского рок-клуба (Шестой фестиваль ЛРК. Часть пятая (заключительная)). В этом же году Андрей Шаталин ругается с Кинчевым и уходит из группы. а на его место приходит Игорь Чумычкин, гитара которого стала определяющей в звучании команды на протяжении нескольких лет. Вместе с Шаталиным о своём уходе объявляет и Павел Кондратенко. Однако в апреле Андрей Шаталин возвращается в "Алису", а место Кондратенко занимает Андрей Королёв. Осенью 1990 года группа "Алиса" представляет в Москве новую концертную программу "Шабаш", которая легла в основу одноимённого двойного альбома. Коллектив находится на пике известности и считается одним из лучших в России и на всём постсоветском пространстве.

Осенью 1991 года, по инициативе Кинчева, создаётся фан-клуб "Армия Алиса". В этом же году коллектив выступает на десятилетии рок-клуба (Восьмой фестиваль ЛРК. Часть 4). Весной 1993 года команда играет последний концерт в составе, называемом поклонниками "золотым". 12 апреля 1993 года, вскоре после выхода альбома "Для тех, кто свалился с Луны", Игорь Чумычкин покончил жизнь самоубийством, а спустя несколько дней из группы ушел Андрей Королёв. Около года группа почти не даёт концертов, оправляясь от потрясения, после чего записывает памяти музыканта альбом "Чёрная метка". В 1997 году коллектив записывает альбом "Дурень". куда вошёл хит "Трасса Е-95". "Трасса Е-95" была написана 5 октября 1996 года в Рязани. В песне описывается трасса, соединявшая в то время Москву и Санкт-Петербург. Однако вскоре после выпуска альбома европейская нумерация автомобильных дорог была изменена, и ныне этот номер носит трасса, проходящая через Санкт-Петербург, Псков, Витебск, Гомель, Чернигов, Киев, Одессу и Стамбул. Константин Кинчев как будто заранее предвидел эту перемену, написав строчку "ну а пока, там где вечер-туман, ставит на дальний свет, я лечу по своей земле дорогой, которой нет".

В 2000 году Кинчев был обвинён рядом журналистов в фашизме, за использование левостороннего коловрата на обложке альбома "Солнцеворот". В ответ на это Константин много раз объяснял, что этот символ - это символ схождения Святого духа.

"Алиса" выпускает альбомы: "Солнцеворот" 2000 года, "Танцевать 2001 года. Начиная с альбома "Сейчас позднее, чем ты думаешь" 2003 года звучание группы радикально утяжеляется, православная тематика Константина Кинчева проходит в текстах песен как основная тема. В конце 2003 года группу покидают её основатели - Михаил Нефёдов и Андрей Шаталин. На их место, в группу вливаются Игорь Романов - гитара и Андрей Вдовиченко - ударные. Следующие альбомы "Изгой" 2005 года, "Стать Севера 2007 года и "Пульс хранителя дверей лабиринта" 2008 года сыграны в той же тематике.

Основная часть "Пульса хранителя дверей лабиринта" была написана в январе 2007 года. Запись всего альбома проходила в Санкт-Петербурге на студии "КГ звук" при участии Юрия Шлапакова, Евгения Лёвина и Дмитрия Парфёнова. Записью барабанов занимались С. Большаков, Т. Данилина на студии "Наше время" в Москве. Сведение проходило на студии "Topaz" в Кёльне, мастеринг - на "Skayline tonfabric" в Дюссельдорфе.

21 февраля в гипермаркете "ВсеСОЮЗный" (Москва) состоялась автограф-сессия Константина Кинчева, посвящённая выходу альбома. Альбом вышел в год 25-летия группы "Алиса" и 50-летнего юбилея её лидера - Константина Кинчева. В 2009 году он был номинирован в премии "Чартова дюжина" в номинации "Альбом года", но победу одержать не удалось.

Песня "Власть" была презентована слушателям во время концерта в поддержку альбома "Стать Севера" в Лужниках. Песня подверглась резкой критике на Украине, Константину Кинчеву хотели запретить въезд на территорию страны. Перед началом её исполнения лидер группы "Алиса" сделал предисловие: "Эту песню мы хотели приберечь для нашего нового альбома, но она почему-то наделала много шуму на Украине. Наверное, у кого что болит, тот о том и говорит. А мы всего лишь хотели выразить наше отношение к такому понятию, как власть". "Апрель" дал название весенним концертным программам следующих двух лет. "Горько" - премьера песни состоялась 25 января на Нашем радио. В записи приняла участие дочь Константина Кинчева, Вера. "Что потом" была посвящена Алексею Локтеву, тестю Константина Панфилова по его второй супруге Александре Глебовой. "Всё, что я хочу" стала завершающей песней концертов "Алисы" на несколько лет.

29 сентября 2012 года состоялся релиз очередного студийного альбома "Алисы" "Саботаж". Песня "Саботаж" успешно участвовала в хит-параде "Чартова дюжина", дойдя до первого места и продержавшись в чарте 13 недель. Осенью 2013 года "Алиса" отправилась в тур, посвящённый тридцатилетию группы. В 2014 году вышел альбом "Цирк", презентация которого прошла во многих городах России. Двадцатый альбом "Эксцесс", вышел в свет в сентябре 2016 года и впервые в истории группы был записан с привлечением краудфандинг.

6 сентября 2019 года состоялся релиз альбома "Посолонь". Как и предыдущий, он был издан с помощью краудфандинга. На запись пластинки была собрана рекордная для России сумма 17,4 млн рублей.

Текущий состав:

Константин Кинчев - вокал, гитара, Пётр Самойлов - бас-гитара, бэк-вокал, Дмитрий Парфёнов - клавишные, Андрей Вдовиченко - ударные, Павел Зелицкий - гитара, бэк-вокал, Александр Пьянков - гитара.

1. Аквариум.

Группа появилась в 1972 году. "Золотой состав": Борис Гребенщиков - гитара, вокал, автор песен, Андрей "Дюша" Романов - флейта, гитара, клавишные, бэк-вокал, Всеволод "Сева" Гаккель - виолончель, Михаил "Фан" Фанштейн-Васильев - бас-гитара (позже перкуссия), Александр Титов - бас-гитара, Пётр Трощенков, Евгений Губерман - ударные, Александр Ляпин - соло-гитара.

Группа "Аквариум" появилась в 1972 году. Основателями стали Борис Гребенщиков и Анатолий "Джордж" Гуницкий. В первый состав группы воли: Борис Гребенщиков - гитара, вокал, Джордж Гуницкий - ударные, Александр Цацаниди - бас-гитара, Вадим Васильев - клавишные, Валерий Обогрелов - звук. В 1973 году некоторое время с "Аквариумом" репетировал гитарист Эдмунд Шклярский. В том же году появился бас-гитарист Михаил "Фан" Файнштейн-Васильев. В 1974 году к группе присоединился клавишник Андрей "Дюша" Романов; вскоре под влиянием игры Иэна Андерсона он переквалифицировался во флейтиста.

В 1974 году БГ и Джордж записали альбом "Искушение святого Аквариума". Вскоре был подготовлен ещё один короткий альбом "Менуэт земледельцу". Третий альбом назывался "Притчи графа Диффузора". Он был записан Гребенщиковым, Джорджем, Фаном и Дюшей в 1975 году.

В этом же году в группе появился виолончелист Всеволод "Сева" Гаккель. С 1976 года "Аквариум начинает вести регулярную концертную деятельность. В этом же году группа выступает на фестивале "Таллинские Песни Молодежи - 1976", где знакомится с Андреем Макаревичем. также в этом году вышел сольный альбом Гребенщикова "С той стороны зеркального стекла".

В 1977 году Джордж покинул группу, но продолжил общение с её участниками. В 1978 году БГ совместно с Майком Науменко записывают альбом "Все братья - сёстры". Это был первый альбом, получивший хождение в Ленинграде именно как альбом, а не некая плёнка с записями безымянных людей.

В 1979 году впервые с коллективом играл Александр Ляпин. Большим скандалом для группы обернулось выступление на фестивале "Весенние ритмы. Тбилиси-80". БГ при исполнении песни лёг на сцену, положив гитару между ног. Затем Сева Гаккель поставил на него виолончель, а фаготист Александров изобразил автоматную очередь в сторону зала. Жюри сочло выступление непристойным и углядело в нём намёки на гомосексуализм, также коллектив обвинили в пропаганде инцеста (исполняя песню "Марина", Гребенщиков вместо "выйти замуж за финна" спел "выйти замуж за Ино: из-за плохой техники многим показалось "выйти замуж за сына"). Жюри демонстративно покинуло зал. Музыканты были дисквалифицированы. О выступлении стало известно в Ленинграде, и в результате БГ лишился работы и был исключён из комсомола.

В январе 1981 года записан "Синий альбом", ставший первой "исторической" самостоятельной студийной работой "Аквариума".

7 марта 1981 года был основан Ленинградский рок-клуб, в который сразу же был принят "Аквариум". В этом же году выходит альбом "Треугольник", в котором принимают участие Эдмунд Шклярский и пианист Сергеё Курёхин. параллельно с ним записывается альбом "Электричество". В начале 1982 года выходит альбом "Акустика". С 1982 года группа начинает играть электрические концерты.

Летом записывается альбом "Табу". В альбом вошли песни, которые БГ написал в конце 1981 года, ранее вошедшие в основу электрической программы, с которой "Аквариум" выступал на подпольных концертах в Москве и Ленинграде, поэтому к началу записи альбома каждая композиция уже была опробована в живом исполнении.

Большую роль в записи альбома сыграл Сергей Курёхин, который пригласил на запись бас-гитариста Владимира Грищенко и джазового саксофониста Игоря Бутмана. По этой причине Дюша и Фан оказались совершенно невостребованными на записи.

Каждая песня записывалась очень быстро, как правило, без наложений и максимум в два дубля и запись была произведена в короткий срок. Ближе к её концу в студии возникла нервозная обстановка, основанная на желании ведущих музыкантов вывести на первый план именно свой инструмент. Её апогеем стало столкновение хард-роковой идеологии Ляпина с авангардистскими взглядами Курёхина. Это сделало финал и содержание записи нервозным и истеричным. К концу сессии Гребенщиков был доведён до сильнейшего психологического перенапряжения, в результате чего на балконе студии им была написана композиция "Рок-н-ролл мёртв".

Начало альбома (композиция "Сегодня ночью") с телефонным звонком и фразой "алло, алло?" отсылает к альбому "Face To Face" 1966 года британской группы "The Kinks" (первая песня "Party Line" начинается подобным образом). Песня "Пепел" изначально задумывалась как синтезаторная пьеса в минималистической манере Гари Ньюмана, но при данном наборе инструментов группы реализовать эту идею было невозможно. В 1985 году на эту песню был снят клип. В финале песни "Кусок жизни" Гребенщикову и Гаккелю подпевает "компания дружков", в числе которых бывшая жена Бориса - Людмила Гребенщикова. Песня "Сыновья молчаливых дней" (написанной по мотивам творчества "The Doors" и песни Дэвида Боуи "Sons of the Silent Age") изначально планировалась минут на десять, но получилась значительно короче, поскольку у Тропилло на 7-й минуте кончилась плёнка. Поэтому на оригинале в конце песни следует обрыв.

Бонус-трек "Сентябрь" записан именно для альбома "Табу", но по неизвестным причинам в него не попал. Бонус-трек "В поле ягода навсегда" - пробная запись этой песни, не предназначавшаяся к изданию.

В 1983 году "Аквариум" много выступает с концертами, в основном в Ленинграде и Москве. 15 мая 1983 года коллектив участвует в первом ленинградском рок-фестивале, прошедшем под названием "1-й городской смотр-конкурс любительских рок-групп Ленинграда на лучшее исполнение песен антивоенной тематики под девизом „За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу!“ (ЛРК часть вторая).

Весной и летом записывается новый альбом "Радио Африка". В альбом вошла знаменитая песня "Рок-н-ролл мертв", ставшая одним из главных хитов группы, а для многих - своеобразным гимном десятилетия. На басу в одной песне сыграл Александр Титов; вскоре он был приглашён в коллектив.

В 1984 году в свет выходят альбомы: "Ихтиология" и "День серебра". В этом же году группа становится лауреатами второго фестиваля Ленинградского Рок-клуба (Второй фестиваль ЛРК. Часть 2). В 1986 году вышел альбом "Дети Декабря". Концертный альбом "Аквариума" - "Десять стрел" (весна 1986) - стал последним "самиздатским".

Большая часть песен альбома была зафиксирована во время концерта в ДК Невский (19.12.1985). Песни "Дорога 21" и "Как движется лёд", которые в итоге не вошли в "канонический" вариант альбома были записаны в общежитии Кораблестроительного института (20.11.1985). "Платан" был записан в Горном институте (07.12.1985), где работал Михаил Файнштейн. "Каменный уголь" записывался в канун Нового года в Театре юного зрителя в присутствии всего лишь нескольких десятков зрителей. Последним был записан "Город" в студии Дома радио, в январе 1986 года. В конце февраля скомпилированный Ипатовцевым альбом пошёл в народ. Через месяц Гребенщиков авторизовал этот альбом, убрав оттуда несколько композиций.

6 августа 1986 года, уже когда альбом был полностью записан, в Горьком погиб, переплывая Волгу, Александр Куссуль (скрипач группы). Участники группы решили посвятить альбом его памяти.

Автор оригинальной обложки альбома - художник Александр Флоренский. На передней стороне обложки присутствуют персонажи и образы из песен: завхоз, трамвай, луна, она, деньги, платан, надменные девы, 10 стрел, каменный уголь, купол с крестом, двери травы, молодой дворник, шары из хрусталя, судья. На задней стороне обложки - портреты Файнштейна, Куссуля, Гребенщикова, Романова и Гаккеля.

В 1987 году фирма "Мелодия" выпускает первую официальную пластинку группы. Компиляцию из песен с альбомов "День Серебра" и "Дети Декабря". 17 января 1987 года на ТВ выходит в эфир программа "Музыкальный ринг" с участием коллектива.

Уже в марте 1987 года журнал "Юность" назвал "Аквариум" лучшим музыкальным ансамблем страны. В этом же году был отснят фильм Сергея Соловьёва "Асса", в котором было использовано пять песен "Аквариума", в том числе "Город". В следующем году на "Мелодии" вышел альбом "Равноденствие", первый официальный "естественный" альбом "Аквариума", записанный в 1987 году.

3 июня 1988 года группа сыграла свой первый концерт за границей - в канадском Монреале. В августе 1988 года БГ работает в США и Великобритании над альбомом "Radio Silence", который выходит в начале 1989 года. 14 марта 1991 года группа "Аквариум" выступила на десятилетии Ленинградского рок-клуба в ДС "Юбилейный". Это выступление группы было объявлено последним (Восьмой фестиваль ЛРК. Часть 5).

Новый "Аквариум" был собран в сентябре 1992 года. В него вошли: БГ - гитара, вокал, Александр Титов - бас-гитара, Олег Сакмаров - флейты, Алексей Зубарев - гитара, Алексей "Лорд" Рацен - ударные и Андрей Вихарев - перкуссия. Чуть позже к этой шестёрке присоединился Сергей Щураков - аккордеон, баян.

На обложке записанных в 1993 году "Любимых песни Рамзеса IV" было указано название "Аквариум"; таким образом, этот альбом стал номинально первым альбомом новых песен возрождённого коллектива.

Альбом "Пески Петербурга", выпущенный в 1994 году, был составлен из песен 1980-х годов, ранее не выходивших на студийных альбомах. Единственной новой песней стал "Юрьев день", дописанный из давно существовавших первых двух строчек. В том же году вышел альбом "Кострома mon amour".

В 1995 году в составе группы впервые за четыре года произошли изменения: ушёл Рацен, но появился скрипач Андрей Суротдинов. В новом составе был записан в Лондоне альбом "Навигатор". Он вышел 1 сентября 1995 года.

Отчётный концертный альбом за 1995 год получил название "Центр циклона" и вышел в начале 1996 года. Студийный "Снежный лев", появившийся в 1996 году, стал последним в своеобразной трилогии - "Кострома Mon Amour" - "Навигатор" - "Снежный Лев".

В 1997 году увидела свет эпически-мифологическая "Гиперборея", в которую вошли ранее не издававшиеся песни 1970-х и 1980-х годов. Звучание группы становится жёстче, добавляется больше "электричества" в ущерб акустике, расширяется спектр инструментов: в записи использованы клавесин, контрабас, хомуз.

Группа "Аквариум" отметила 25-летие. Состоялись два юбилейных концерта - в Санкт-Петербурге (ДС "Юбилейный") и в Москве, со старым составом "Аквариума" - Дюша Романов, Всеволод Гаккель, Пётр Трощенков, Евгений Губерман, Михаил Файнштейн, Александр Ляпин. Запись концерта в ДС "Юбилейный" была выпущена в 2001 году под названием "Последний концерт". Гребенщиков объявил о роспуске второго состава "Аквариума".

Третий состав: БГ - гитара, вокал, Борис Рубекин - клавишные, Суротдинов - скрипка, Олег Сакмаров - флейты, саксофон, Олег "Шар" Шавкунов - перкуссия.

Первым студийным альбомом "Аквариума" третьего созыва стал диск "Пси" 1999 года. В 2002 году группу покинул Олег Сакмаров.

Первый за три года полностью новый альбом "Сестра Хаос" появился только в 2002 году. Диск оказался не похож ни на что из того, что раньше делал "Аквариум". Как и "Пси", альбом получился очень эмоциональным и разносторонним.

Очередной "номерной" альбом "Песни Рыбака" 2003 года был частично записан в Индии; в записи его принимало участие большое количество индийских музыкантов, игравших на традиционных инструментах. Несмотря на несколько мрачную композицию "Человек из Кемерово", альбом оказался в целом позитивен по настрою. Чуть позже, к пятидесятилетию Гребенщикова, ограниченным тиражом в 300 экземпляров вышел двойной альбом-сборник "50 БГ", который продавался только на концертах группы.

Продолжением деятельности группы в 2005 году стал альбом "ZOOM ZOOM ZOOM". Песни, составившие этот альбом, были написаны Гребенщиковым в испанском курортном городке Паламос. Очередной альбом "Беспечный русский бродяга" вышел 5 апреля 2006 года. 3 декабря 2008 года вышел альбом "Лошадь белая". 15 октября 2009 года поступил в продажу новый альбом группы под названием "Пушкинская, 10", на котором представлены написанные ранее, но не вошедшие в предыдущие альбомы песни.

Сезон 2009-2010 годов группа выступает в России и ближнем Зарубежье с концертным туром "День Радости", в большинстве концертов которого в составе "Аквариума" выступает ирландский флейтист Brian Finnegan. Запись одного из этих концертов, прошедшего 14 декабря 2009 года в Екатеринбурге, легла в основу одноимённого концертного альбома.

С лета 2010 года "Аквариум" работает над записью очередного студийного альбома. В 2011 году выпущены 2 сингла от "Аквариума" "На ход ноги" и "Славное море священный Байкал". Работа под названием "Архангельск" вышла 23 сентября 2011 года и стала 22-м "естественным", по выражению БГ, альбомом коллектива. 2 февраля 2012 года начался юбилейный концертный тур, посвящённый "4000-летию группы" (по словам Б. Гребенщикова).

В конце 2013 года, в честь дня рождения БГ, выходит двадцать второй "естественный" альбом "Аквариум плюс", содержащий в числе прочих по-новому переигранные малоизвестные песни группы.

В 2013 году в группу возвращается Алексей Зубарев, а в 2014 году "Аквариум" покидает перкуссионист третьего состава Олег "Шар" Шавкунов. 1 ноября 2015 года скончался клавишник третьего состава "Аквариума" Борис Рубекин.

После возвращения Алексея Зубарева, ухода из группы Олега Шавкунова и смерти Рубекина началась эпоха состава 4.0. Чуть раньше, в 2013 году, из группы ушёл гитарист и духовик Игорь Тимофеев, полностью отдавшись своим сольным проектам. За все гитары теперь отвечает Алексей Зубарев. С 2014 года на перкуссии играет сын Бориса Гребенщикова Глеб.

18 марта 2016 года "Аквариум" выпустил мини-альбом из трёх песен "Песни Нелюбимых". Две из них были записаны на Кубе исключительно с кубинскими музыкантами.

16 июня 2017 года группа "Аквариум" обнародовала новую песню "Пегги Поршень". С июня 2017 года у "Аквариума" стартовал тур, посвящённый 45-летию группы. Праздничные концерты, посвящённые 45-летию "Аквариума", с участием гостей из разных стран прошли 30 июня в Москве в клубе "STADIUM" и 2 июля в Санкт-Петербурге в ДС "Юбилейный".

30 декабря 2020 года состоялась премьера двадцать третьего альбома "Тор". В 2021 году вышел альбом "Дань" - сборник кавер-версий известных рок-групп 80-х.

Текущий состав:

Борис Гребенщиков - вокал, гитара, губная гармошка, Александр Титов - бас-гитара, Алексей Зубарев - гитара, мандолина, Андрей Суротдинов - скрипка, Игорь Тимофеев - флейты, саксофон, гитара, Брайан Финнеган - тинвистл, флейта, Лиам Брэдли - ударные, Глеб Гребенщиков - перкуссия, Константин Туманов - клавишные.

Всем спасибо! Подписывайтесь на мой канал. Ставьте лайки. Пишите отзывы. Всегда ваш.

Вомбат.







● Чеснок на счастье. Волшебство малосольных огурцов (продолжение 9) | Марьины рассказы |

● Трус, самый настоящий | Ольга Брюс |

● Топ-10 лучших правых защитников всех времён | footballofworld.ru |

● Школьные годы чудесные...1979-1989. Средняя школа. Продолжим разговор? | ГалопомПоЕвропам |

● 25 крутых мультиков, которые обязательно нужно посмотреть с детьми | Мел |

● Нереально смешно! ТОП-5 эпичных озвучек от Гоблина | ПроСмотр |

● Как задизморалить своего соперника в Dota 2? | Учебник по Dota 2 |

● Самые большие создания из вселенной Звездных войн | Вкино Канал |

● Как воспитывать мальчиков, чтобы они выросли счастливыми людьми, советует психолог | ПРИВЕТ, РОДИТЕЛЬ! |

● Основные танки Италии применяемые во Второй мировой войне. | MILITAN |




Спасибо что Вы с нами!